Фотографии старого Киева (часть 1)
08 сентября 2011


Говорят, что если человек не помнит/изучает историю своего края, он не имеет будущего. Согласитесь в этом есть доля истины. И не обязательно быть ученым историком, но знать, или хотя бы интересоваться своей историей нужно. На мой взгляд, именно это дает возможность сохранить те традиции или так называемый «дух патриотизма», которые питают народ как нацию и дают ему возможность расти в мировом масштабе. Я родился на украинской земле – древней, богатой на традиции, культуру и исторические события. Мне довелось побывать во многих местах Украины, и я вам скажу - Киев красивый город (особенно старая его часть). В этом разделе я размещаю наиболее интересные, на мой взгляд, фотографии старого Киева. Любопытно сравнить Киев «вчерашний» с современным и попробовать представить, каким он будет в будущем. Возможно, эта подборка разбудит у некоторых интерес к истории своего города :).

 

 

 

1. Древние Выдубичи... Согласно легенде, напротив этого места всплыл („вздыбал") из днепровских вод деревянный идол Перун, которого по повелению князя Владимира сбросили туда киевляне после принятия христианства на Руси. С тех пор эта живописная местность и стала именоваться Выдубичами. Сын Ярослава Мудрого, Всеволод построил на этом месте укрепленный замок, известный в летописи под названием Всеволодов Красный двор. В 1088 году здесь был возведен Михайловский собор, частично сохранившийся до наших дней. Владимир Мономах основал при соборе библиотеку и пригласил в 1116 году летописца Сильвестра, который редактировал ,,Повесть временных лет". Центром ансамбля Выдубицкого монастыря, сложившегося в начале XVIII века, стал Георгиевский собор.

 

Древние Выдубичи

2. Бессарабская площадь. На месте нынешней Бессарабской площади в конце XIX века процветала частная торговля, открывались мелкие лавчонки, пекарни, кузницы. В 1910 году здесь был построен Крытый рынок (архитектор Г. Гай).

 

Бессарабская площадь

3. Бибиковский бульвар. Вид с Крутого спуска на Бибиковский бульвар, который возник в 30-х годах XIX века и назывался сначала Бульварной улицей. Впоследствии бульвар назывался Шоссейным, Университетским, Бибнковским, с 1919 года-бульвар Тараса Шевченко. Вдали - здание университета.

 

Бибиковский бульвар

 

4. Конная площадь. В начале XIX века на нынешней Европейской площади находился конный торг, площадь называлась Конной. В средине XIX века в центре ее стоял фонтан „Иван". В мае 1892 года отсюда был пущен первый в России электрический трамвай.

 

Конная площадь

 

5. Первая гимназия. В здании на бульваре Тараса Шевченко, 14, где сейчас помещается гуманитарный корпус университета, находилась Первая гимназия, которую в свое время окончили А. Луначарский, К. Паустовский, М. Булгаков.

 

Первая гимназия (бульвар Тараса Шевченко)

 

6. Коллегия Павла Галагана в Киеве. Коллегия Павла Галагана (частное учебное заведение для юношей) была создана по инициативе и на средства общественного деятеля Г. Галагана (архитектор А.Шилле, 1870 г.). Название свое она получила в честь его рано умершего сына Павла. Выпускниками коллегии были выдающиеся ученые А. Крымский, В. Грабарь, А, Богомолец и многие другие. Сегодня здесь помещается Дом учителя (улица Богдана Хмельницкого, 11).

 

Коллегия Павла Галагана в Киеве

7.  Коммерческий институт в Киеве. В 1900 году на Бибиковском бульваре был открыт коммерческий институт (архитекторы А. Кобелев и В. Обремский). Здесь учились будущие советские партийные деятели Л. Картвелишвили и К. Бауман. Сегодня в здании размещен ряд факультетов педагогического института имени М.П.Драгоманова.

 

Коммерческий институт в Киеве

 

8. Политехнический институт в Киеве. В 1898 году в Киеве был открыт первый в России политехнический институт (архитекторы И. Китнер, А. Кобелев). Председателем первого выпуска агрономического факультета был Д. Менделеев, с лекциями выступал Н.Жуковский. Широко известны имена выпускников этого института. Это Е. Патон, С. Королев, И. Бардин, А. Винтер, Б. Патон, Л. Писаржевский. Многие выпускники института стали выдающимися учеными, крупными организаторами производства. Особо приятно, что в этом здании мне довелось учиться будучи студентом.

 

Политехнический институт в Киеве

9. Владимирский собор в Киеве. Владимирский собор был воздвигнут в конце XIX века. Первый проект И. Штрома и П.Спарро позже был переделан А. Беретти и Ю. Бернгардтом (1862—1882 гг.). Руководил строительными работами архитектор В. Николаев. В сооружении собора принимали участие архитектор К.Маевский и инженер Д. Биркин. Большую художественную ценность представляют росписи интерьера, вы полненные в 1885-1896 гг. под руководством видного искусствоведа профессора А. Прахова известными художниками В. Васнецовым, М. Нестеровым, М. Врубелем, Н. Пимоненко, П. Сведомским, В. Котарбинским.

 

Владимирский собор в Киеве

 

10. Галицкая площадь в Киеве. Одной из самых больших в городе базарных площадей была Галицкая (ныне - район площади Победы). Эта территория относилась к пригороду Шулявка, самому большому рабочему району Киева. В 1871 году на Галицкой площади была построена церковь Иоанна Златоуста („железная церковь") из чугуна и железа, напоминающая деревянные русские храмы. Галицкий базар считался своеобразной биржей труда, здесь нанимали прислугу и дворников. В 1905 году на этом месте царские войска жестоко подавили восстание саперов.

 

Галицкая площадь в Киеве

 

11. Киевские каштаны. В 1842 году на Бибиковском бульваре впервые были высажены саженцы молодых каштанов, завезенные в Киев с далеких Балкан. Однако после долгой дороги деревца привяли, их выкопали и выбросили на задворки, заменив молодыми тополями. Часть увядших каштанов университетские ученые посадили в Ботаническом саду, часть саженцев разобрали киевляне и развезли их в разные районы города. И диковинное деревце прижилось... Сегодня каштан - своеобразный символ Киева.

 

Киевские каштаны на Бибиковском бульваре

 

12. Улица Прорезная. К средине XIX века киевская аристократия, подобно купцам, стремилась поселиться поближе к новому Крещатику, где кипела жизнь... В 40-х годах XIX века оформилась Прорезная улица. Застраивалась она сообразно вкусам и возможностям заказчиков. Например, архитектуре здания на углу Владимирской и Прорезной улиц (архитектор В. Николаев, 1900 г.) присуща подчеркнутая пышность: стены с большим количеством колонн и пилястр перегружены украшениями и декоративной лепкой. Украшение стоило дороже самого дома.

 

Улица Прорезная

 

13. Георгиевский собор в Киеве. Георгиевский собор (1744—1752 гг.) был построен на углу улицы Владимирской и Георгиевского переулка. В строительстве собора принимали участие рейтарские войска, откуда и произошло название прилегающей улицы Рейтарской. Храм был богато украшен мозаикой и фресками. Георгиевский собор до наших дней не сохранился.

 

Георгиевский собор в Киеве

 

14. Памятник просвещения на Руси в Киеве. В августе 1911 года в одном из городских скверов неподалеку от Присутственных мест состоялось открытие памятника Просвещения на Руси. В центре групповой композиции — княгиня Ольга, слева от нее - славянские просветители Кирилл и Мефодий (в руках у него рукопись - азбука), справа - Андрей Первозванный. Автором проекта был совсем молодой в те годы скульптор И. Кавалеридзе.

 

Памятник просвещения на Руси в Киеве

 

15. Золотые ворота. Остатки Золотых ворот. XI в. Преданья старины глубокой утверждают, что когда-то они были окованы позолоченными медными пластинами, а надвратная церковь Благовещенья сияла золотым куполом. Сооружение было двухъярусным, высотою 25 метров. Служители открывали Золотые ворота в особо торжественных случаях — для въезда в город или выезда киевских князей, именитых гостей и заморских послов. Отсюда выступали в поход боевые дружины, через Золотые ворота и возвращались они после удачных военных походов. Разрушенные ханом Батыем, ворота пришли в запустение. Засыпанные развалины раскопаны были в 1832 году археологом К. Лохвицким. Неоднократно поднимался вопрос о сохранении для потомков этого ценнейшего памятника истории. Сегодня над Золотыми воротами высится павильон, который воспроизводит облик знаменитого оборонительного сооружения.

 

Золотые ворота

 

16. Большая Владимирская улица. Так выглядела в начале нынешнего века Большая Владимирская улица. Некоторое время она называлась Университетской. Архитектура университета оказывала влияние на характер застройки этого района Киева. Черты, присущие русскому классицизму, невольно диктовали особые требования всем последующим сооружениям: зданиям частного пансиона Левашовой, Первой гимназии, городского театра, Педагогического музея и Присутственных мест.

 

Большая Владимирская улица

 

 17. Липки. Липки... Гористая, изрезанная оврагами земля в начале XVIII века привыкла к новому для себя названию. Стараниями Киево-Печерской лавры был выстроен в урочище Клов дворец, а с северной его стороны насажена роща мягколистых лип, прорезанная прямыми аллеями. С высоты Печерска просматривался район университета, отлично было видно Софийскую колокольню, взбегавшие по склонам и струившиеся вниз к Крещатику улицы. К концу XIX века Липки интенсивно застраивались новыми зданиями, и все чаще здесь под корень вырубался то один, то другой участок липовой рощи... И вскоре осталось от нее лишь название да несколько десятков деревьев. А Липки между тем становились все более респектабельным уголком Печерска, чопорным и претенциозным, заселенным преимущественно аристократией.

Киев. Липки

 

18. Вход в Купеческий сад. Вход в Купеческий сад (ныне – Европейская площадь). Тысячелетие назад на месте центральной городской магистрали Крещатика находился Крещатыи яр. Лишь в конце XVIII века стали здесь отводить участки под строительство. Киевляне брали эти участки очень неохотно: долина в то время была не упорядочена, сжата обрывами, непригодными для разведения садов. После утверждения в 1837 году нового плана застройки Киева интерес к улице, которая уже именовалась Крещатик и планировалась как центральная, возрос. Теперь сюда устремились купцы, чтобы построить свои магазины. На месте первого городского деревянного театра появилась гостиница „Европейская"' (архитектор А. Беретти, 1850-1851

 

Вход в Купеческий сад

 

19. Улицы дореволюционного Киева... Они были полны контрастов — оживленные и пустынные, застроенные доходными домами и одноэтажными строениями. На снимке запечатлена типичная для того времени сценка: сидит на урне босоногая, усталая разносчица молока, а мимо проплывает преисполненная достоинства дама из высшего общества... Невольно вспоминается известный в Киеве циркуляр: „Не принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников; указанных категорий детей не следует выводить из среды, к коей они принадлежат..."

 

Улицы дореволюционного Киева

 

20.  Улица Трехсвятительская. Улица Трехсвятительская известна с конца XVII века. Названа была в честь находившейся на ней Трехсвятительской церкви.

 

Улица Трехсвятительская

 

21. Улица Софиевская. Улица Софиевская соединяла площадь Богдана Хмельницкого и Крещатицкую площадь. Вдали, на улице Ивановской (потом называлась Институтской) — Институт благородных девиц — закрытое учебное заведение, диплом которого давал право занимать должность воспитательницы при дворянских и купеческих детях. В институт принимали девушек дворянского происхождения, а с 1852 года также и дочерей почетных граждан и купцов первой гильдии.

 

Улица Софиевская

 

 22. Козье болото. Козье болото, Козинка - бывшее название низменности между склонами Старокиевской горы и Крещатым яром (район нынешнего Майдана Незалежности и близлежащих кварталов). В 40-х годах XIX века с Софийской площади на Козье болото был перенесен рынок, и эта часть города стала называться Торгом, Толкучим или Крещатым базаром. С 60-х годов здесь уже находился общественный центр Киева, и площадь получила название Крещатицкой. После сооружения здесь здания городской думы площадь стали называть Думской.

Киев. Козье болото

 

23.  Улица Городетского. В 1900 году на улице Николаевской (теперь -улица Городецкого) на месте нынешнего кинотеатра „Украина" был построен двухэтажный цирк Крутикова на 2000 мест (единственный на то время в Европе). Назывался он „Гиппо-палас" (Конный дворец). Благодаря совершенным акустическим данным цирку отдавали предпочтение отечественные и зарубежные певцы. Здесь с концертами выступали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, М. Литвпненко-Вольгемут, Титта Руффо, М. Баттистини. Рядом находилась гостиница „Континен-таль", в которой останавливались известные деятели литературы и искусства, в том числе В. Маяковский. В 1919 году здесь проживала и выступала перед молодежью А. Коллонтай. Оба здания были разрушены в 1941 году. На месте гостиницы — Киевская государственная консерватория имени П. И. Чайковского.

 

Киев. Улица Городетского

 

24. Улица Крещатик. В начале XX века Крещатик был в основном двух- и трехэтажным. Размещались по обе стороны улицы богатые магазины и банки, конторы и биржи, почтамт, гостиницы, кинотеатры, рестораны, аптеки. Пронзительно звоня, двигался по Крещатику электрический трамвай и громыхали извозчичьи пролетки, которые еще долгое время оставались самым популярным у киевлян видом транспорта.

 

Улица Крещатик

 

25.  Дом архитектора Городетского в Киеве. Это необычное здание с украшениями на мифологические и охотничьи сюжеты уже восемьдесят лет окружено легендами. Построил его талантливый киевский архитектор В. Городецкий в 1902-1903 гг. для своей семьи. Место для строительства избрал над крутым обрывом на улице Банковской. „Любимая единственная дочь известного архитектора утонула в море, - рассказывают киевляне гостям, — и в память о ней отцом был построен этот дом..." Но это только красивый вымысел. В истории создания дома, который неофициально называют „Морское дно", никакой трагедии нет. Владелец одного из первых в Киеве цементных заводов бесплатно поставлял на стройку цемент для рекламы своего предприятия. „Вы должны убедить всех, что цемент гораздо более надежный строительный материал. чем известь", - говорил он архитектору. Так и вырос этот дом как своеобразная реклама. Скульптурные украшения по эскизам охотника и путешественника В. Городецкого из бетона исполнил скульптор Элио Саля.

 

Дом архитектора Городетского в Киеве

 

26. Здание государственного банка. О богатой фантазии киевских архитекторов может свидетельствовать также здание Государственного банка, построенное в 1902— 1905 гг. Этот двухэтажный дом, созданный архитекторами А. Кобелевым и А. Вербицким (внутренняя и наружная отделка Элио Саля), стал украшением Институтской улицы. Спокойная устойчивость, массивность, затейливый, но очень уверенный орнаментальный убор, внутренняя резьба и лепка придавали зданию значительность и солидность, столь необходимые подобным учреждениям, В 1935 году пришлось согласно требованиям времени надстроить еще два этажа. Сделано это было с таким мастерством, что даже знатоки истории Киева по фотографии не сразу улавливают разницу. И сегодня здание Национального банка Украины высится как образец высокохудожествнного произведения архитектуры (архитекторы В. Рыков, А. Кобелев).

 

Здание государственного банка в Киеве

 

27. Царский сад. В первой половине XVI11 века на основе старинного Регулярного сада, основанного Петром I, был разбит Царский сад. В 1763 году здесь были высажены деревья и построены оранжереи. Саженцы завозили изо всех уголков страны и даже из-за границы. В парке было озеро (на месте нынешнего стадиона „Динамо"), которое высохло в начале XIX века. Однако на содержание парка отпускались мизерные средства, постепенно он впал в запустение. В конце XIX века судьбой парка по настоянию профессоров университета занялись городские власти. Внимание всей общественности Киева было привлечено к сохранению чудесного уголка природы.

 

Царский сад в Киевe

 

28. Купеческий сад. В 1870 году небольшая часть Царского сада отошла к Мариинскому дворцу. Основная же территория долгое время оставалась такой заброшенной, что даже днем мало кто решался зайти сюда - служила она пристанищем бродяг, о которых образно рассказывал М. Берлинский в очерках „ Типы Царского сада". В 1902-1912 гг. массив парка был разрезан надвое Петровской аллеей, которая открыла выход на днепровские склоны. Над аллеей после был перекинут Парковый мост (проект Е. Патона). Аллея разделила парк на два - Купеческий и Царский.

 

Купеческий сад в Киеве

 

29. Здание купеческого собрания. Простота и ясность пространственных решений характерны для здания купеческого собрания, которое было создано архитектором В. Николаевым в 1882 году. После революции здесь находился Пролетарский дом искусств, позже - Дом коммунистического просвещения, потом — первый клуб „Большевик" и Дворец пионеров. Сейчас это Колонный зал имени Н. В. Лысенко Украинской государственной филармонии.

 

Здание купеческого собрания

 

30. Аскольдова могила. „И убита Асколда... и несоша на гору, и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское..." - так рассказывает летописец о смерти киевского князя Аскольда, убитого, по преданию, в 882 году. На месте его захоронения по проекту архитектора А, Меленского в 1809-1810 гг. была сооружена ротонда с колоннадой в классическом стиле - замечательный памятник архитектуры начала XIX века. В 1935 году над ротондой был надстроен второй этаж (архитектор П. Юрченко), и она приобрела свой современный вид.

 

Аскольдова могила

 

31. Панорама Голгофы.

 

Панорама Голгофы

 

32. Отдых и развлечения киевлян. Летом киевлянам предлагались развлечения в основном за счет разного рода увеселительных заведений в садах и парках. На Владимирской горке процветал „Биограф-тир", в „Ша-то-де-Флер" (на месте нынешнего стадиона „Динамо'') было построено кафе с танцевальными залами, галереями, балконом. Гуляния в парке проходили под музыку военного оркестра, щелкали выстрелы в тире, аллеи освещались „потоками электрического света". В 1879 году при „Шато-де-Флер" было основано Русское драматическое общество. Здесь давали спектакли русские и украинские театральные труппы

 

Отдых и развлечения киевлян

 

33. Почтовая площадь. На набережной, в районе Почтовой площади, в начале нынешнего века находились часовня и пристань Спасания на водах Красного Креста. Еще в 70-х годах XIX века по инициативе кронштадтских моряков в России было создано Общество подаяния помощи при кораблекрушении, переименованное в 1890 году в Общество спасания на водах. В 1891-1917 гг. общество издавало ежемесячный журнал „Спасание на водах". Часовня была, вероятнее всего, создана на средства от пожертвований тех, кто счастливо избежал несчастного случая или гибели на Днепре.

 

Почтовая площадь

 

34.  Киевский фуникулёр. Для связи Верхнего и Нижнего города в 1902—1905 гг. по проекту инженеров Н. Пятницкого и Н. Барышникова был построен фуникулер. Он соединял верхнюю террасу Владимирской горки с улицей Боричев ток на Подоле. На железобетонной эстакаде было уложено 200 метров рельсовых путей. В 1928 году фуникулер подвергся реконструкции, в результате чего путь стал длиннее на 38 метров и вышел к улице Александровской (теперь — улица Сагайдачного).

 

Киевский фуникулёр

35.  Успенский собор. Наиболее известным из подольских храмов был Успенский собор, просуществовавший до начала XX века. Прежде на этом месте стояла церковь Богородицы Пирогощи (1132—1136), архитектор И. Григорович-Барский придал ей барочный облик. „Игорь едет по Боричеву к святей Богородици Пирогощеи. Страны ради, гради весели..." - так писал об этом памятнике глубокой древности автор бессмертного „Слова о полку Игореве". Как свидетельствуют летописи, церковь Пирогощи была очень популярна среди киевлян и гостей города. И князь Игорь, возвращаясь из половецкого плена, ехал именно к этой небольшой подольской церкви, а не к знаменитой Софии. Обнаруженный в наши дни археологами фундамент церкви временно законсервирован. Архитекторы разрабатывают проект реконструкции древнего храма.

 

Успенский собор

 

36.  Киевские горы. Киевица, Замковая, Киселевка, Флоровская... Много названий было у этой древней горы, возвышающейся над Подолом. Некоторые ученые считают, что именно эта гора была местом начального пребывания князя Кия. В IX—X вв. здесь высился княжеский замок. В XIV веке сюда переместился административный центр Киева. В 1532—1535 гг. замок был заново отстроен и окружен деревянными стенами и 15 оборонительными башнями. Со временем все эти сооружения были разрушены. В 1854 году территорию отвели под кладбище Флоровского монастыря. Кладбище было окружено каменной стеной, остатки которой сохранились до наших дней.

 

Киевские горы 

 

37.  Киевские пароходы. В 1835 году в Киеве возникло первое акционерное пароходное общество, владевшее несколькими пароходами. Лет через двадцать „Товарищество пароходства по Днепру и его притокам" уже осуществляло не только перевозку грузов, но перевозило и пассажиров. Немало пароходов принадлежало к этому времени отдельным частным владельцам. С ними общество вело конкурентную борьбу.

 

Киевские пароходы

 

38.  Район Почтовой площади. На месте нынешней Почтовой площади на реке Почайне в седые времена бурлила пристань Притыка. Это была своего рода транзитная остановка купцов по пути следования „из варяг в греки". Еще при князе Владимире возведена была здесь деревянная церковь Рождества. Рядом с нею высились Печерские боевые ворота Подольской крепости, защищавшие город с юго-востока. Отсюда начиналась летописная Крещатицкая дорога (теперь Владимирский спуск), соединявшая Подол с Печерском, Берестовом и Кловом. Церковь Рождества не раз перестраивалась и изменяла свой облик. Последний вариант церкви, находившейся на углу Александровской улицы и Почтовой площади, был создан в 1810 году архитектором А. Меленским. 7 мая 1861 года в часовне этой церкви был установлен гроб с прахом Т. Шевченко, который перевозили из Петербурга в Канев согласно завещанию поэта. И тысячи киевлян пришли сюда, чтобы проститься с Кобзарем.

 

Район Почтовой площади

 

39. Почтовая станция в Киеве. Регулярная почтовая связь на Украине возникла после воссоединения её с Россией. Уже в 1674 году были налажены прием и отправка писем в Киеве, Нежине и Батурине. В 1725 году губернская канцелярия издала указ о строительстве почтового двора на Подоле, считавшемся административным центром города. После пожара 1811 года в 50-х годах XIX века здесь было построено каменное здание почтовой станции. Обслуживали ее конные экипажи. При почтовой станции находилась небольшая гостиница, телеграфный флигель, ямская, каретные ряды и конюшни. За время своего существования почтовая станция несколько раз реконструировалась. Действовала она до 1919 года. До наших дней сохранилось основное здание станции, которое охраняется государством как памятник архитектуры.

 

 

Почтовая станция в Киеве

 

40. Житний базар на Подоле. Известный еще со времен Киевской Руси Житний базар находился на Подоле, вблизи ремесленных районов Кожемяк и Гончаров. С XV века он был основным торговым центром Киева. Дважды в году здесь проводились ярмарки. Житний базар и в дальнейшем был одним из главных торжищ из-за близости Днепра и гавани. На фото: Житний базар в начале XX века

 

Житний базар на Подоле

 

41.  Церковь Николая Доброго в Киеве. По проекту архитектора А.Меленского в 1800-1807 гг. на Подоле была построена церковь, при которой находился госпиталь-богадельня, откуда и пошло название ее - Николая Доброго. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в конце XVI века на средства гетмана войска запорожского Самуила Кишки, воспетого в украинских народных думах. В 1661 году эта церковь погибла во время пожара. До наших дней сохранилась колокольня церкви Николая Доброго. В апреле 1913 года в этой церкви венчался русский писатель М. Булгаков.

 

Церковь Николая Доброго в Киеве

 

42. Фонтан "Самсон". На Подоле в 1749 году по проекту архитектора И, Григоровича-Барского был возведен павильон-фонтан „Фелициал". В XIX веке в центре его была установлена деревянная скульптурная композиция „Самсон разрывает пасть льву", и поэтому в народе фонтан назывался „Лев" или „Самсон". Ротонда, укрывающая фонтан, служила основной частью одного из киевских водогонов. Вода поступала в фонтан по деревянным трубам из источников Старокиевской горы. Сегодня реставрированный фонтан „Самсон" - памятник архитектуры и гидротехнического искусства XVIII века - снова украшает древнюю площадь.

 

Фонтан "Самсон" на Подоле

 

43. Братский монастырь в Киеве. С конца XVI века во многих городах Украины начали возникать братства — общественные организации православных мещан. Братства принимали активное участие в борьбе народных масс против национально-религиозного гнета, экспансии католицизма. В Киеве на Подоле в 1616 году был сооружен Братский монастырь, сыгравший заметную роль в общественно-политической и культурной жизни города. Выписанный из Москвы „каменных дел мастер" И. Старцев в 1690-1693 гг. построил здесь Богоявленскую церковь. Крепостной мастер Киево-Печерской лавры С. Ковннр в 1756-1796 гг. построил каменную двухъярусную колокольню, впоследствии надстроенную третьим шпилеобразным ярусом.

 

 

Братский монастырь в Киеве

 

44. Наводнение на Подоле. Неисчислимые беды жителям Подола, Оболони и Плоской слободы приносили весенние паводки. Весною 1808 года на Подоле было затоплено 180 домов. Большие наводнения произошли также в 1825 и 1826 годах. После наводнения 1845 года, когда вода поднялась на 7 метров и было снесено и повреждено несколько сот домов, власти начали переселять жителей в верхнюю часть города, в результате чего оказались заселенными Львовская улица (теперь - улица Артема) и Лукьяновка.

 

Наводнение на Подоле

 

45. Труханов остров. Труханов остров также относился к Подольскому району. Во второй половине прошлого столетия здесь были созданы 1-е и 2-е объединения Днепровского пароходства с мастерскими и поселениями при них. В девяти десятках усадеб проживали рабочие и низкооплачиваемые служащие пароходства. Поскольку во время паводка Труханов остров затоплялся, дома строили на сваях.

 

Труханов остров

 

46. Улица Фундуклеевская. Улица Фундуклеевская (теперь - улица Богдана Хмельницкого) была застроена преимущественно учреждениями культуры. В 1851 -1853 гг. В. и A. Беретти построили здесь Анатомический театр (теперь - музей истории медицины); на месте нынешнего театра оперы и балета име ни Т. Г. Шевченко в 1856 году было сооруже но двухэтажное здание театра, которое просу ществовало сорок лет и было уничтожено по жаром. На углу Новоелизаветинской (теперь — Пушкинской) и Фундуклеевской улиц в 1868 году был построен частный театр Бергонье (архитектор В. Николаев). Сегодня в этом здании, достроенном и реконструированном, размещается русский драматический ' театр имени Леси Украинки. В гостинице „Эрми таж" (сегодня - гостиница „Интурист") оста навливались А. Блок и А. Белый.

 

Улица Фундуклеевская

 

47. Первые железные дороги. В 60-х годах XIX века на Украине были проложены первые железные дороги. К 1900 году протяженность дорог составила уже около 8,5 тысячи километров. Киев был связан теперь со многими городами страны и превратился в крупный железнодорожный узел. Была проложена магистраль Москва-Курск-Киев, а в 1870 году закончено строительство Киево-Балтского участка, который соединил Киев с Одессой. К этому времени в долине реки Лыбедь завершилось строительство первого киевского железнодорожного вокзала. На фото: Первый поезд Киево-Балтской железной дороги на Киевском вокзале.

 

Первые железные дороги в Киеве

 

48. Цепной мост в Киеве. Осенью 1853 года напротив Аскольдовой могилы был открыт Цепной мост длиною 776 метров и шириною 16 метров. Автором проекта одного из самых больших и красивых на то время в Европе мостов был известный английский инженер Чарлз де Виньоль. В 1920 году мост разрушили отступавшие бело-поляки. Восстановленный по проекту Е. Па-тона в 1925 году мост, названный именем Евгении Бош, просуществовал до 1941 года. В 1961-1965 гг. на этом месте был построен мост метрополитена.

 

Цепной мост в Киеве

 

 

 

 

 



больше путешествий